, руководитель системы военного туризма
на этапе ее формирования, внесший также заметный вклад в развитие речного туризма на Еничее и Лене.
Книги А.Н.Колесова
Я (Андрей Колесов, младший сын) знаю, что звания "заслуженный деятель туризма" нет, но если бы было, то отец, несомненно, получил бы его.
Мой отец, Колесов Александр Николаевич, полковник СА, с 1970 года - в отставке, в конце 1990х написал довольно подробные
мемуары (см. на врезке вправо). Тут я хочу очень кратко рассказать о нем, сделав акцент именно на его
туристической деятельности, которая оказалась главным делом всей его жизни (эта его работа описана в главах 14 и 16).
Мой отец - крестьянский сын (1915 г.р., его отец умер, когда сыну было три года). Окончил школу,
после нее стал учителем начальных классов,
затем учился в Горьковском пединституте на историческом факультете. После окончания вуза в 1937 году был
призван на срочную службу,
курсантская рота с годовым обучением на должность комвзвода. В конце срока (декабрь 1938) ему предложили остаться в армии
офицером-политработником, он согласился. Его военная специализация: "культурно-просветительская деятельность", в основном в поkиотделах и
в Домах офицеров. В 1983 году он получил звание "Почетный работник культуры РСФСР". Среди интересных моментов его "культурной деятельности" –
участие в создании Парка и музей "Свирская победа" в Лодейном поле осенью 1944 (уникальный проект – мемориальный парк и музей был создан
сразу же после проведения Свирской наступательной операции!), возобновления работы Будапештского оперного театра летом 1945 года.
В 1952 году получил звание полковника, в 1953 году он работал начальником Куйбышевского Дома офицеров, потом служил
старшим инструктором отдела культуры ГлавПУРа (Главное политическое управление МО).
А в 1961 году неожиданно для себя стал "главным военным туристом": ему предложили занять должность
начальника создаваемого в ЦДСА отдела туризма.
Речь тогда шла не о том, что возглавить "военный туризм", а именно создать систему военного туризма.
Как это было, он сам написал в своих мемуарах ("Как создавалась система туризма МО").
Отец никогда не был туристом-походником. Он увлекался рыбалкой, но только в выходные, еще вылазки за грибами.
Но отпуск – только "организованный", обычно по путевкам (дома отдыха, санатории), никаких хождений с рюкзаком. Но став
"начальником воентуризма", он совсем не ограничивался кабинетной работой, изучая личным участием ситуацию на местах.
Он не только утверждал проложенные "походные маршруты", но и сам участвовал в "тестовых прохождениях"
(в частности, из Терскола в Сванетию через перевал Донгуз-Орун"). Именно при нем (и с его непосредственными участием) в
конце 1960-х были построены современные комплексы турбаз в Терсколе, Красной поляне, Кудепсте.
В 1968 году военный туризм был передан из ГлавПУРа в Управление тыл, отец остался в ЦДСА (он был заместителем начальника ЦДСА и
одновременно возглавлял редакционно-издательский отдел). В 1970 году он уволился в запас (55 лет) в звании полковника.
Наверное, он мог бы еще послужить, но, кажется, у него были другие планы, причем, связанные с туризмом.
Еще в 1967 году он отправился в отпуск на Енисей, сделав круиз Красноярск – Диксон – Красноярск. У него была идея зафрахтовать
теплоход для военного туризма (три теплохода уже плавали по Волге), реализовать идею не удалось, но появилась новая – написать
"Путеводитель по Енисею". В 1969 году он еще раз прошелся по Енисею в качестве туриста (на теплоходе "Александр Матросов",
близко подружившись его капитаном).
А в 1970-м году, через несколько дней после увольнения из армии, отец уехал работать на весь сезон работать на директором
туристического круиза на теплоходе "Валерий Чкалов", Красноярс-Диксон-Красноярс, 14 дней
(я, младший сын, как раз в этом время сдавал выпускные экзамены в 10 классе, а потом поступал в МИФИ).
Вернувшись, уже в конце года он сплавал старшим инструктором-методистом на "Иване Франко" в
черноморском круизе Одесса-Батуми-Сухуми-Гагра-Новоросийск-Ялта-Одесса.
После увольнения он работал заведующим культурно-массового отдела "Дома военной книги"
(большой двухэтажный корпус на углу Садово-Спасской и Академика Сахарова, сейчас там "М-Видео"), занимался там организацией
разных выставок, Клубом книголюбов (до 1993 года). И семь лет на всю навигацию, уезжал работать на Енисей.
Разумеется, там с ним перебывала вся наша семья, и не по одному разу, братья Юра и Сергей именно
там познакомились со своими женами. Отец был знаком "со всем Енисеем", он подружился со многими людьми, которые
плавали с ним туристами (со всего Союза).
В 1970 году была издан буклет "По Енисею", а через год – книга-путеводитель с таким же названием (переиздавалась три раза).
В последний раз отец работал на Енисее в навигацию 1976 года. В 1977 году его пригласили начальником туртеплохода "Советская Россия",
4-го МедУправления по Волге, но отец выдержали только один рейс с "высокопоставленным контингентом".
В 1980 и 81 году он два раз побывал речным туристом на Лене, результатом чего стало издание книги-путеводителя "Красавица Лена".
Где-то в конце 1980х, отец получил звание "Почетный работник Речного флота СССР".