Быть, а не казаться!


Автор сайта предупреждает: Внимание!!! МЕХАНЕТИС опасен для вашего компьютерного здоровья!
"Вы не ошибетесь, если поступите правильно" (М.Твен)

Вопросы, замечания, предложения? Напишите мне по email / Посмотреть рисунок крупнее? Щелкни его!

Мемуары 1959-70 Математическая школа 444 История школы 444

История школы с 50-х годов ХХ века до наших дней 17.01.2012
(текст скопирован с официального сайта школы, 13.11.2021)

50-ые годы - это время расцвета, время возрождения общества после долгих четырех лет войны. В это время появилось много новых жилых зданий, магазинов и др. Это как начало новой жизни. Ну а для нее нужны в первую очередь, хорошие люди, которые воспитывались в детских садах, школах, ВУЗах. Именно в это время появилось очень много новых детских образовательных учреждений. И наша школа не исключение.

До образования школы как самостоятельного учебного заведения ученики будущей с 444-ой учились в одном здании (школы № 425) с еще одной будущей самостоятельной школой № 695. Наша школа была только для мальчиков и занимала только два этажа. Конечно, их не хватало для развития школы. Но в 1952-1953 годах правительство выделило новое здание, высокое и красивое, на котором впоследствии будет висеть табличка с номером 444.

Первого сентября 1953 года в школе прозвенел первый звонок, и школа приняла в свои объятия первых учеников. С этого момента можно считать, что история школы началась.

Процесс создания школы - долгий и трудоемкий, требующий сил и внимания со стороны начинателей. Нужно подготовить здание школы к началу занятий, пригласить лучших преподавателей, выбрать специализацию школы.

Создать одну из первых в городе Москве школ с углубленным изучением математики взялись первый директор школы – Валентина Дмитриевна Головина (учитель математики, заслуженный учитель школы РСФСР) и Шварцбурд Семен Исаакович (педагог, математик, член- корреспондент АПН СССР (1968 г.), доктор педагогических наук (1972 г.), заслуженный учитель школы РСФСР (1962 г.), первый лауреат премии имени К.Д. Ушинского АПН РСФСР – автор трудов по проблемам факультативных занятий, внедрения в учебный процесс микроэлектронной техники, учебников и методических пособий по математике для средних учебных заведений.

С.И. Шварцбурду принадлежит идея создания специализированных физико-математических школ в СССР, за внедрение которой ему была присуждена первая премия имени К.Д. Ушинского.


Головина Валентина Дмитриевна, первый директор школы Шварцбурд Семен Исаакович, научный руководитель школы (11 ноября 1918, Рыбница Балтского уезда Подольской губернии —1996, Хайфа, Израиль)

50-е годы – время бурного развития вычислительной техники в нашей стране, что остро поставило вопрос подготовки специалистов в области вычислительной техники.
Школа №444 первой в стране (с 1959 года) стала осуществлять начальную профессиональную подготовку по специальности «вычислитель-программист». Этот профиль специалистов требовал глубокой математической подготовки, поэтому и возникла идея создания школы с углубленным изучением математики. Автором и вдохновителем данного проекта стал Семен Исаакович Шварцбурд.

Под его руководством была разработана программа по математике для школ нового типа – математических школ. Он привлек к работе в школе В.Г. Ашкинузе, Н.Я.Виленкина, В.М. Монахова, К.И. Нешкова и др.

«…Семен Исаакович Шварцбурд не только «открыл» физматшколу, он наполнил обучение в ней современным содержанием, впервые провел компьютеризацию школы, продвинул далеко вперед колмогоровскую реформу преподавания математики в школе». «Кто придумал физматшколы» Л.Гроссман.

Первое десятилетие считается наиболее трудным в истории школы, хотя и самым счастливым! Это начало, знакомство, открытие кружков и пионерской организации и многое, многое другое. Но это формирование и развитие происходило на фоне тяжелых испытаний, выпавших на долю России после окончания Великой Отечественной войны. Этот «фон» оказал большое влияние не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь всей школы. Но все же это было самое прекрасное, самое счастливое время для школы. Развитие шло очень стремительно, и первые успехи, достигнутые уже в 50-х годах, привлекли в школу и новых преподавателей, и новых учеников.

1967 год, учащиеся 7 класса работают на клавишных машинах на уроке информатики

60-е годы

В 1961 году Министерством просвещения РСФСР были утверждены квалификационная характеристика, учебный план, программы по общему курсу математики, специальным учебным предметам. Основой для разработки послужил опыт 425 школы.

В 1962 году классы учащихся-вычислителей-программистов были переведены в здание школы №444. С помощью районных организаций рядом со зданием школы было построено здание Вычислительного Центра ЦНИИКА (Центрального научно-исследовательского института комплексной автоматизации).

Сотрудники этого института длительное время преподавали в школе программирование. В 60-е годы обучение ребят начиналось на клавишных вычислительных машинах. Первая ЭВМ, на которой обучались ученики школы - ЭВМ УРАЛ (стояла в здании школы на втором этаже). Позже учащиеся осваивали работу программистов на ЭВМ М-20, БЭСМ-4, Е-1033, Агат, Yamaha, IBM PC.

С 1963 года лабораторией НИИС ИМО (Научно-исследовательского Института содержания и методов обучения) руководил С.И. Шварцбурд. С 1982 года лабораторию возглавил кандидат физико-математических наук Фирсов В.В.. Лабораторией апробировались новые программы, учебники, проводились слеты юных математиков, научно-практические конференции.

Опыт школы использовали многие педагогические коллективы страны. Среди ученых нашей страны много докторов и кандидатов наук - выпускников нашей школы.

1968 год, учащиеся 10 класса отлаживают программу на ЭВМ Урал

В начале 60-ых годов было первое, наиболее запоминающееся событие: прозвенел последний звонок для тех, кто в 53 году первый раз пришел учиться в школу. Начавшееся этим знаменательным событием десятилетие оставило свой особенный след в истории школы.

60-е годы можно назвать основой, как бы скелетом школьной истории. Именно тогда сформировались основные традиции школы.

Каждый год перед окончанием учебного года проходили бурные общие собрания комсомольской организации и администрации школы, на которых решался вопрос: кому из будущих выпускников можно выдать свидетельства «Поручительство чести» или «Вестник коммунизма»?

«Поручительство чести» начиналось словами: «Школа честью своей ручается, что ученик 10 класса ... никогда не уронит высокого звания школы № 444…»

В начале 60-х годов организуются первые поездки в трудовые лагеря. Дети и учителя вспоминают об этом с ностальгией:

«…Палатки, берег реки… - красота неописуемая…наработаешься за день… ». В это же время организуются первые походы и поездки.

У вечного огня защитник Брестской крепости и учащиеся 7 класса, 1967 год

Еще в 1958 году учителя нашей школы Головина Валентина Дмитриевна, Косарев Николай Николаевич, Черняк Яков Самойлович организовали поездку учащихся школы в Брест. Вернувшись, ребята сделали выставку, посвященную защитникам Брестской крепости.

В 1964 году под руководством учителей Черняка Якова Самойловича, Косарева Николая Николаевича, Кирсанова Николая Алексеевича учащиеся школы начали создавать музей Брестской крепости.

Во время летних каникул ребята школы принимали участие в раскопках на местах боев Брестской крепости, встречались с защитниками Брестской крепости, записывали их рассказы - этот материал и лег в основу экспозиции будущего музея.

Пионерской дружине школы присваивается имя комиссара Брестской крепости Ефима Моисеевича Фомина.

В эти годы в школе проводились слёты, на которые съезжались из разных городов страны защитники Брестской крепости, школьники.

В 1967 году была организована первая поездка за границу – в Чехословакию, в 70-ом – в Германию и др. Так прошло второе десятилетие в истории школы.

70-е годы

В 70-ые годы школа уже сформировалась как самостоятельное учебное заведение и работала как часы. Новые учителя и ученики приходят в школу. К этому времени окончательно оформились и традиции школы: проводятся олимпиады и математические бои, выпускные вечера и встречи выпускников и др.

Продолжается традиция ездить в поездки и ходить в походы. В 1971 году наши ученики были приглашены на открытие мемориального комплекса в городе Бресте.

Еще одно важное событие: сменился директор школы.

C 1 ноября 1978 года это Крючкова Инна Ивановна, (учитель математики, заслуженный учитель школы РСФСР, заслуженный учитель РФ, лауреат премии города Москвы в области образования), второй директор за более чем пятидесятилетний период жизни школы.

Конец 70-ых годов прошел под эгидой подготовки к летним Олимпийским играм в Москве. И в нашей школе тоже готовятся к Олимпиаде. Именно с этого времени окончательно прижилась традиция проводить весной каждого учебного года спортивные праздники, соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бегу и др. видам спорта. Важно также отметить, что выпускники нашей школы становились и становятся не только замечательными людьми и хорошими специалистами, но и олимпийскими чемпионами и чемпионами мира.

80-е годы

Начало 80-ых годов ознаменовали летние Олимпийские игры в Москве. Это событие занимало важное место в сознании всех жителей России, и особенно Москвы. И это олимпийское начало определило характер десятилетия не только для Москвы и России, но и для школы № 444.

Вырезка из газеты

Пристраивается новое здание, в котором разместились столовая и спортивный зал. Миниатюрный балкон, который находился на втором этаже над крыльцом школы «канул в небытие» – теперь это обычное крыльцо необычной школы.

О школе продолжают говорить и писать...

90-е годы

И.И. Крючковой досталось нелегкое время в жизни школы, жизни страны, когда все забыли об образовании, и школам России оставалось только выживать. Но Инна Ивановна смогла отстоять позиции бесплатного образовательного учреждения, создать все условия для дальнейшего развития школы. Она вместе с педагогическим коллективом смогла выстроить новую траекторию развития школы, не потеряв всего лучшего, что было накоплено школой № 444.

В 1999-2003 годах школа сотрудничала с департаментом образования города Хельсинки: опытом работы школы по проблемам повышения мотивации учащихся при изучении предметов естественно-математического цикла заинтересовались финские коллеги. Последние годы ХХ века стали для школы № 444 наиболее значительными.

В 1992 году школе был присвоен статус Экспериментальная физико-математическая школа-колледж.

По результатам 2-летней работы 1 мая 1994 года школе приказом Департамента образования города Москвы был присвоен статус школы-лаборатории.
В 1997 и 1998 годах школе дважды присваивается звание «Школы года».

21-й век

В 2000 году школе присвоено звание «Школа века» (по итогам Всероссийского конкурса, проводившегося Министерством образования, комитетами по образованию Государственной Думы, Совета Федерации, редакцией международного журнала «Педагогический вестник»).

В 2002 году после прохождения аттестации школа получила статус Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением математики, информатики, физики, а также продолжила деятельность в рамках школы-лаборатории.

Опыт работы педагогического коллектива школы представлялся на международном конгрессе математического образования, который проходил в Копенгагене в 2004 году.

С 1 сентября 2006 года школа становится инновационным центром городской экспериментальной площадки второго уровня (ГЭП-2). Тема эксперимента: «Проектирование технологии урока-постановки учебной задачи, урока-моделирования и конструирования, урока-общеклассной дискуссии, урока-оценки, урока-исследования». В пространство эксперимента нашей школы входят четыре школы Восточного округа (403, 399, 741, 743).

С 1 сентября 2007 года школа становится инновационным центром городской экспериментальной площадки первого уровня (ГЭП-1). Тема эксперимента: «Космические технологии, экология и безопасная энергетика в школе будущего. Солнечная лаборатория».

В настоящее время полное название школы – «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, физики № 444».

Несмотря на то, что в школе углубленно изучаются такие сложные дисциплины как математика, информатика, физика, на высоком уровне преподаются все предметы, начиная с истории и заканчивая физкультурой.

В школе обращают особое внимание на разностороннее развитие личности учащегося. Поездки, походы, тематические вечера, концерты, встречи выпускников, дискотеки и субботники, соревнования, конференции, слеты и олимпиады. И это то огромное наследство, которое хранит школа уже 60 лет после основания школы. Эта привычная жизнь учеников и учителей наполняет их сознанием общности, взаимопомощи.

Школа живет своей обычной жизнью, и учителя, как и почти 60 лет назад стремятся научить и воспитать детей, приходящих учиться в школу № 444.

  • Моя история школы 444
  • Официальный сайт школы 444
  • Воспоминания В.И.Головиной, первого директора 444 школы
  • Шварцбурд Семен Исаакович
  • Сайт класса 10в 1981
  • Synnegoria (портал Михаила Мазеля):

  • © Andrey Kolesov, 2009