Быть, а не казаться!


Автор сайта предупреждает: Внимание!!! МЕХАНЕТИС опасен для вашего компьютерного здоровья!
"Вы не ошибетесь, если поступите правильно" (М.Твен)

Вопросы, замечания, предложения? Напишите мне по email / Посмотреть рисунок крупнее? Щелкни его!
Интерактивная карта тура! Здесь находится полная информацию о путешествии, обозначены все ключевые точки пути, по каждой точке даны комментарии и фотографии. Указан тайминг, расходы денег в каждом пункте. Если заметите ошибки, если будут вопросы, советы, замечания – пишите - aakolesov@gmail.com



Расходы:
  • Жд билеты: 7521 = 3520.20+3830.20 + 171
  • Жилье: 7700 = 1200+2*1500+2*1200+1100
  • Авто: 2623 = 150+473+ 2000
  • Входные билеты: 2350 р
  • Еда: = 8883 (магазины+общепит)
    ИТОГО: = 29077 р.
Где удалось побывать и что увидеть:
  • Хаджохская теснина
  • Гузерипль, музей Кавказского заповедника
  • Вдоль Белой от Гузерипля до Каменномосткого, в том числе знаменитый Гранитный каньон
  • Трекинг по водопадам Руфабго
  • Свято-Михайловский монастырь и подземный византийский монастырь
  • Савранская дорога у Даховской (в 2022 году)
  • Старый Каменный мост в Даховской
  • Старые печи каменоломни
  • КПП Лаго-Наки с видами на плато
  • Большая Азишская пещера и две смотровые площадки на разные стороны
  • Спуск по "дороге" до Мезмая
  • Трекинг на Орлиную полку в Мезмае
  • Небольшой трекинг по Куржипскому ущелью в Мезмае
  • Проход по Гуамскому ущелью
  • Термальный комплекс H20

Хобби / Вело / Путешествия /

31.05-06.06.2023 (30.05-07.06, включая поезда)
~250 км на велосипеде по Северо-Западному Кавказу

Очередной одиночный многодневный выезд с велосипедом. От двери до двери дома - 277 км вело

Предыстория

Это вторая моя поездка в те края, идея ее появилась во время первой, реализованной ровно год назад. Прошлогодний тур носил явно "разведочный" характер, по ходу которого я много узнал, но и понял тогда, что до многих интересных мест не добрался.

В прошлом году в качестве "точек интереса" в Адыгее я наметил для себя только Майком и Даховскую, о которой слышал, что там "интересно" и есть некая "теснина" (незадолго до этого была новость, что там погиб мужик, упав в реку со скалы). Хотя и не был уверен, что смогу попать в Даховскую, так как туда все же ехать далеко и главное - в горку. Опасался, что на это уже не будет хватать сил.

А уже когда ехал тогда из Москвы на поезде, узнал, что есть еще одно интересное место - Гуамка, где ходит экскурсионный узкоколенный поезд по ущелью. Причем в Интернете все было написано ужасно неполнятно. Говорилось, что это в Апшеронском районе, что в этом районе находится (или находилась?) самая длинная в России узкоколейка... В общем, я так понял, что туристический поезд ходит в Гуамское ущелье прямо из Апшеронска (на карте жд дорога была обозначена и до Апшеронска (от Белореченской) и от него далее.

И только приехав на велике в Аршеронск узнал, что никакой жд там уже давно нет (от основной жд-трассы пути вроде бы есть, но пассажирского сообщения нет), а до Гуамки - нет ничего. Что туристический поезд - это в самой Гуамке, 2.4 км по ущелью. Я-то туда хотел добраться на жд (на велике туда по времени доехать не успевал, тем более, что там дорога в основном в горку). Пришлось езать от Апшеронска до Гуамки на такси (с великом и багажом), впрочем очень недорого (1000 р) и полезно, так как водитель рассказал много полезного, в том числе как ехать оттуда в Майкоп.

А уже там, в Гуамке я узнал точнее про ущелье, про тропу в Мезмай, который тоже оказался прилекательным местом. И там же тогда увидел на карте, что от Мезмая есть более короткий путь в Даховскую. Но нужно сначала забираться сильно в горку, а уже потом вниз. Но сильно ближе. Я тогда даже говорил с одним водилой в Гуамке - не отвезет ли он меня от Мезмая вверх до трасы на Лагонаки, он тогда просто ответил "нет", теперь я понимаю почему - там можно подняться только на вездеходе, причем не любом.

Короче, поехал я через Майком, в объезд. Правда, по короткой дороге, которую мне накануне подсказал водила, через Дагестанскую (там тоже есть участок 5-6 км проселка "мама не горюй", но это - пустяки по сравнению с дорогой от Мезмая). В Майкопе я оставился на две ночи, решив сгонять на велике без багажа одним днем в Даховскую туда и обратно.

Сгонять-то я сгонял, но уже там понял, что смог только получить общее представление о тех местах, мало что увидев. Что туда надо приехать на несколько дней и подниматься дальше по дорогам к разным интересным местам.

Вот с такими "бекграундом", уже кое-то (но не все!) зная о тех местах, я задумался о возможном повторе велопоездки в те края еще в конце 2022 года. Высказал идею такой поездки кому-то из знакомых, но она не была поддержена. В общем, нужно было отправляться в одиночное плавание.

Как вариант максимум, я наметил, что нужно изучить окрестности Каменномоского, побывать в Гузерипле и до КПП Лагонаки (это две разные дороги, обе вверх-вверх), а потом от дороги на Лаго-Наки спуститься в Мезмай по непонятной дороге (на MapsMe она показана не дорогой, а тропой). А оттуда на Гумку и уже оттуда - в сторону дома. Но это был именно программа-максимум, реализовать которую за 5-7 дней (я давно понял, что это оптимальная длительность для меня) не представлялась реальной. В качестве более реального варианта я рассматривал ограничиться подъемом до Гузерипля и Лаго-Наки (без Мезмая) или подняться только до середины этих дорог, но со спуском в Мезмай.

И еще. Через Карты Гугл я смотрел не только рельеф трасс, но и качество покрытия дорог (для велика это важно). Карты показыавали, что до Гузерипля - отличная дорога, а вот на Лаго-Наки - хреновенькая. Оказалось, что во втором случае, это устаревшая инфо - на Лаго-Наки идет отличная дорога (сейчас до Азишской пещеры, еще 7 км до КПП Лаго-Наки должны сделать до конца этого года, работы идут активные, сейчас там очень приличная широкая гравийка, правда, сильно в горку).

Разумеется, кроме всего прочего, были обычные сомнения "стоится ли ехать - хватит ли здоровья", но все решил "надо, Федя, надо" и взял билет на поезд до Белореченской. А качестве основного приближенного плана перемещений (на случай "где меня искать, есть не буду выходить на связь") нарисовал такой вариант. Как тут видно, поднять только до половины ущелья на Гузерипль и не до КПП Лаго-Наки, но со спуском на Мезмай, а потом двигать в Туапсе (там больше поездов).

Но в реальности получилось лучше, по более широкой программе, и всего за 5 "рабочих" дней. За счет того, что удалось использовать "заброску наверх" на автотранспорте.

Мой стиль автономных "путешествий с велосипедом" в общих чертах (он выработался с первого автономного первого одиночного велопохода в 2015-м, по Прибалтики):
  • Общий план и конкретный маршрут определяется ключевыми точками "интереса", которые нужно увидеть-посетить.
  • Основной навигатор - Ogranic Maps (более удобный варианта Maps.me), там наносятся "точки интереса", состав которых пополняется по ходу дела.
  • Для движения используется весь световой день. Встаю на ночлег обычно перед самым заходом солнца. Это не означает, что "кручу педали" по 12 часов - остановки в "точках интереса", пешие выходы, останвоки в общепите.
  • Продукты с собой - на полдня, вода - 2*1.5. Еда днем - в общепите (если встречается), там же - зарядка гаджетов, связь с "Большой Землей", публикации о ходе похода, если нужно - дела по работе.
  • Если нужно - использование общественного транспорта.

  • Где я побывали и что видел + Публикации в ФБ по ходу дела
    (для доступа к ФБ-постам может потребоваться VPN!)>

    30.05 (вторник) Отъезд с Павелецкого вокзала

    • Сборы - утром перед отъездом. Взял вещей на "полный автономные вариант" путешствия (в расчете ночевок в палатке, возможно 2-3 дня подряд). В результате 2/3 взятого не использовалось.14:34Старт на велике от дома, нужно еще багажный билет на велик взять в кассе.
    • 15:54 - поезд Москва-Адлер в Павелецкого вокзала. Вагон полный, у меня нижняя полка в плацкартном вагоне. Билеты решил брать числа 15-го, но нижних полок в плацканте не было на 30-31-е. Взял на 6-е. И вдруг где-то 20-го появился целый вагон пустых мест в удобном поезде на 30-е.
      В поезде едет целый отряд белорусских студентов из могилевского университета, едут работать подсобными сотрудниками в детские лагеря на побережье на запад от Туапсе.
    • Велосипед опять позвал в дорогу. Сегодня - всего 14 км, а уже что-то устал

    31.05 (среда) поезд до Белореченска

    01.06 (четверг) Белореческ - Майкоп - Каменномостский (77 км вело)

    • 06:30. Подъем, кофе и в 07:00 в путь. На велосчетчике - 19 км (14 в Москве + 5 в Белореченске)
    • Как вариант я рассматривал возможность доехать до Майкопа (30 км) на автобусе, из экономии не времени, а сил, так как хотел успеть еще сделать какие выходы в Каменномостском. Но не получилось: автобусы (ПАЗики) идут каждые полчаса, но до 9 часов - полные (как сказал водила, хотя автобус стоял полупустой). Поехал, по дороге в городе выпил еще кофе с пирожком. Дорога отличная, нежарко.
    • В Адыгее - разгар клубничного сезона
    • Уже на подъезде к Майкопу - СЭС (солнечная э-станция)
    • 09:30-11:15 - Столовая №1 в Майкопе (нашел и проверил еще год назад). Принял 2 завтрака (в 9:30 и 10:50), написал в ФБ и вотсап.
    • Утренний участок первого велодня, Белореченская- Майкоп, 31 км. И первый завтрак в майкопской Столовой #1.
    • 12:15-13:00. Что-то приустал, остановился на берегу пруда полежать в тени.
    • Отдых в пути
    • 13:30-14:00. Еще отдых: начался ливень, как раз я был рядом с автобусной остановкой.
    • Спереди надвигался дождь
    • 15:30. Приехал к "Магниту" в Каменномостском. Мороженое с лимонадом. Тут находится небольшой поселковый рынок.
      Еще по ходу движения решил, что в начальный план нужно вносить изменения. В качестве базового варианта я хотел стать с палаткой на 2-3 ночи у Белой около моста на Лаго-Нака и оттуда делать радиальные выезды. Но по ходу понял, что это не очень удачной место для "базы", что лучше разместиться в поселке, причем именно "около Магнита". Еще по пути меня обогнал полупустой автобус Майкоп-Гузерипль, и я подумал, что можно было бы попробовать завтра на нем подняться с великом туда. В Монастырь тоже я уже по времени (и по силам - в горку) я не успевал, значит, туда нужно на транспорте. В общем - нужно вставать в Каменномостском.
      Обратился за помощью к местной рыночной общественности, они начали поиски жилья для меня (я тоже искал через Авито) и через 20 минут нашли для меня отличный вариант в доме прямо у магазина. По 1500 р. в день со всеми удобствами!
      В 16:30 заселился и отправился на экскурсию в Хаджохскую теснину (в которой год назад не успел побывать).
      17:00-18:20 - прогулка по парку Тесниниы. Кроме собственно теснины там интересный небольшой зверинец (волки, медведи, лиса). Потом еще немного по поселку (до недействующей жд станции Хаджох). Узнал расписание на Гузерипль. Покупка продуктов на вечер и утро (с неожиданной историей о запретах в День Защиты детей). Ужин, спать!
    • Всё идёт примерно по плану. Первый ходовой день
    • 97 км на велосчетчике (с момента выезда из дома), сегодня проехал 77, в основном по плоской трассе, хотя на само деле дорога шла постоянно в гору, +300 м подъема от Белореченска.

    02.06 (пятница) Гузерипль - Белая - Руфабго - Монастырь (47 км вело)

    • Вчера вечером узнал что-то новое о своей стране: запрет продажи спиртного везде (почти)
      В комментарии к этому посту Игорь Гальцев пояснил, откуда взялось название Каменномостский:
      В середине 19 века (во время Кавказских войн) возле речки Белая рядом с адыгским аулом было создано небольшое казачье поселение. Речка Белая в те времена промыла в меловых скалах туннели, частично обрушившиеся. От речного туннеля над рекой оставались во множестве каменные переходы с берега на берег - мосты. Потому место казачего становища назвали Урочищ Каменных Мостов. А поселение - Каменномостский стан. Со временем военное поселение превратилось в станицу Каменомостскую, которая ещё позже слилась с адыгским аулом. В итоге сейчас есть 2 названия - старое адыгское Хаджох (и на реке Белой находится Хаджохская теснина), и официальное назавание посёлка - Каменномостский. Вот тут - пример остатков каменного моста.

    • 6:30M. Подъем, завтрак, дела. В 07:40 - выезд из дома.
      Конечно, мне хотелось бы побывать в Гузерипле (конец дороги, начала Кавказского заповедника), но смотаться туда-обратно на велике одним днем (а больше по графику у меня не получалось, да и сложно было бы даже с ночевкой, тогда нужно было бы ехать груженому) вряд лм получилось бы (туда 40 км в горку, да еще 130 метровый перевал у Даховской. Так что в качестве программы минимум я наметил подняться на велике до начала Гранитного каньона, а дальше - будет видно. Но возможность заброситься туда на велике резко меняла ситуации. Но получится ли сесть с великом в автобус? Не получится - поеду на велике.
      08:00. Приходит автобус-пазик, места есть, залезаю с великом (150 р). 08:10 - поехали. 09:06 - конечная, Гузерипль. Беседа на остановке с водилой и подошедшим местным гидом по окрестностям.
      10:00. Открывается КПП Заповедника. Тут есть музей Заповедника и несколько трекинговых троп по окрестностям. Я решил ограничиться музеем. На территории музея - зверинец под открытым небом (зубры, олени, косули, серны, туры). И сам музей в здании. Экспозиция небольшая, но очень интересная - история, современное состояние, туристические маршруты и объекты,география, растительный и животный мир,
    • Всё идёт по плану (несуществующему). Сегодня - Гузерипль
    • 11:10-:25 - второй завтрак в небольшой кафешке и в путь, вниз по дороге вдоль Белой. Отличная дорога, прекрасные виды. Главная фишка - Гранитный каньон (слышал о нем еще в молодости - легендарное место для водного справа.
    • Оказывается, в Адыгее так помечают и коров-быков 14:30 - на верхней точке Солдатского перевала у Даховской, потом мороженное в Даховской. Проезжаю мимо (был там в прошлом году) красивого старинного моста 1906 года, Савраской канатной дороги, Мемориала казакам, расстрелянным тут в Гражданскую, Казачьего (Девичьего) Камня.
    • 15:20-17:00 - трекинг по серии водопадов Руфабго (до водопада "Девичьи косы" ("Шнурок"). У начала маршрута - интересная исторически-этнографическая экспозиция об Адыгеи. Вторая половина трекинга - не очень уже простая.
    • Мимо старых печей каменоломки (в виде португальского замка), музея Стоянка древнего человека.
    • Еще надо попасть в Свято-Михайловский монастырь, до него от поселка 15 км в горку. Хотя устал, но решил поехать сейчас, так как завтра нужно утром двигать дальше. Вызвал Яндекс-такси.
    • 18:00-:45. Монастырь (рядом поселок Победа, никаких автобусов сюда нет). Об этом месте мне сказала администратор в гостинице "Белореченск" и советовала побывать. Главная фишка - тут два монастыря: обычный и старинный подземный (пещерный) . На месте выяснилось, что Пещерый уже 2-3 года закрыт из-за аварийного состояния (поддержка стоит денег, проще закрыть), а раньше тут были постоянные экскурсии. Вход в пещеры (рукодельные) находятся внизу по склону горы, туда ведет довольно капитальная железная лестница, спуск-подъем по которой - отдельный тур (52 метра перепад высот). Когда спускаешь вниз, чувствуешь себя на дне колодца на другой планете, жутковато.
      Точной информации о появлении пещерного монастыря я не нашел. Есть две версии: что его сделали в середине XIX века монахи, желающие жить такой жизнью (таких примеров немало) и что он появился еще в Византийские времена. Первая версия более реалистична.
      Сам Свято-Михайловский монастырь - тоже интересен, и в плане истории, и его архитектуры, памятников. Побывал, а как выбираться отсюда? Такси сюда, может и не поехать. Никого. Появилась попутка, махнул рукой, проехала мимл (жлобы!). Через пять минут вторая, махнул, остановился поехали. Интересный мужик (помоложе меня, но не сильно) - из этих краев, несколько восхождений на Эльбрус, все знает в этих окрестностям. Интересно поговорили, довез до Каменномостского.
      Там пододошел к стоянке такси, начал беседу с Эриком на предмет забросить меня завтра с великом и багажом на Лаго-Наки. Он поначалу категорически отказывался связывать с великом, да и опасался плохой дороги там наверху. Но тут подошел другой водила, сказал, что "велик влезает легко, дорога там сейчас приличная". Эрик согласился на завтра за 2000 р. Вообще-то, дороговато, делать нечего.
    • День, как обычно, удался. Стартанул в 07:30, финиш в 19:30
    • >b>143 км на велосчетчике. Вчера проехал 47 км на велике, без багажа и в основном под горку. Хотя подъемы на трассе тоже были, и был перевал Солдатский около Даховской (+130 м).

    03.06 (суббота) КПП Лаго-Наки - Пещера - Мезмай (24 км с велосипедом)

    • Перекусы в велопути. Вчера их было два
    • Некоторые общие впечатления о курорте с центром в п. Каменномостский
    • 06:30 - подъем. В 08:15 стартуем с Эриков на его "Ладе" в сторону Лаго-Наки. До Азишской пешеры - отличная дорога, дальше до КПП Лаго-Наки 7 км (немного вниз, потом резко вверх) - очень приличная гравийка, точнее - это подготовка к асфальтированию (должны закончить до конца года). Ниже по дороге от Пещеры 1.5 км - база строительной техники и отсюда начинается дорога налево в сторону Гузерипля, но сделали только несколько км, когда доделают и доделают ли - неизвестно. В это же место планировали привести трассу из Мезмая, но забили на это.
    • 08:55. Приехали к КПП Лаго-Наки. Можно попасть на территорию заповедника через КПП, но фактически дороги там уже нет (очень плохая), нужно идти пешком 1.5-2 км до смотровой площадки. Решаю не идти туда, поворачиваю по дороге вниз. Смотровая на Плато (тропа неявно выражена). Спуск по дороге (идет стройка, графийно-земляное покрытие) 7 км до Азишской Пешеры.
    • Вид на Лаго-Наки
    • 11:00. Перекресток у Азишской Пешеры (тут кончается асфальт от Даховской, дальше начинается гравийка-стройка). Там много туристов (суббота), автобусы, частники, много школьников, рынок, сувениры, еда.
    • 11:30-12:20. Экскурсия в Большую Азишскую пещеру. Интересно (я был во многих уже пещерах, в том числе в Европе и США).
    • Две смотровые площадки (по разные стороны от дороги, ту, что справа от дороги нашел с трудом). Обед в кафе. За этим делом переждал дождь.
      Рядом большая детская туристическая команда (Питер+Москва+Другие), дети - около 10-11 лет, человек 15, 2 инструктора, 7-8 родитнлей, разумеется, мам. У них был сборный пункт в Краснодаре. Живут в Даховской. Вчера поднимались на канатке, потом пешкомъ до Чертова Пальца, оттуда сами до Даховской. Тут у них был самодеятельный перекус (бутерброоды) и дальше они пешком вниз вдоль дороги, но лесом, какие-то еше пещеры, потом их заберет автобус.
    • По ходу путешествия знакомлюсь с местной кухней
    • 14:10. Старт от кафе вниз по дороге до поворота на Мезмай (~4 км).
    • 14:25-17:55. Спуск по "дороге" от трассы до Мезмая (11 км, перепад спуска 790 м.). Вез велик, ехал на нем в сумме не более 1 км. потерял 20-30 минут на том, что пошел не по той дороге (был вариант дороги, но она оказалась завалена деревом). Периодически под дождем, ручьи по дороге вниз.
    • 18:30. Нашел жилье (очень удачно, в центре) в Мезмае. Сначала была идея утром быстро сбегать на Орлиную полку, а потом сразу перебраться в Гуамку, но благоразумно отказался от этого. Остался на две ночи.
    • 167 км на велосчетчике. Вчера было с велосипедом 24 км, из них только 14 на велосипеде. Все время под горку, особенно от трассы Лаго-Наки до Мезмая (под дождем и после дождя), там было бы много лучше, если было полого.

    04.06 (воскресенье) Мезмай - Орлиная полка - Курджипское ущелье (трекинги)

    05.08 (понедельник) Мезмай - Гуамка - H20 - Апшеронск - Белореченск (100 км - 7 с великом + 93 на велике)

    • Как это ни странно, но путешествие с велосипедом проходит по плану
    • Впервые увидел такое приспособление в популярной в России конструкции
    • 06:25-08:45 - Мезмай-Гаумка, 8.4 км по Гуамскому ущелью вдоль узкоколейки. Тропа вдоль узкоколейки нормальная, но ехал на велике не более 1 км, много камней, мокро, можно было навернуться. К тому же встречались препятствия с перетаскиванием велика. В нескольких местах пришлось перебираться через завалы от селей (просто, но все же). В середине трассы рельсов вообще нет. В 9:00 до 18:00 начальный (у Гуамки) отрезок дороги (2.4 км) закрывается для пешеходов, так как там ходит туристический поезд.
    • 09:00-10:15 - завтрак в кафе "Большая медведица" (отлично!). И в путь.
    • 10:45-12:35 - Термальные бассейны H2O, часовой сеанс, переждал прошедший ливень, подкачал колеса (с 2.0 до 3.0).
    • 15:50-17:00 - Обед в отличной пельменной "Смак" в Апшеронске. Поехал дальше. Сначала я планировал доехать до станицы Тверской, там переночевать (непонятно как) и утренней электричкой в Туапсе. По дороге понял, что вполне могу доехать до Белореченска, там уверенно поселиться в знакомой гостинице "Белореченск" и там спокойно решить - что делать дальше (в Туапсе или в Армавир или...) По дороге же сделал бронь в отеле.
    • 20:00 - В "Белореченске" (с заездом в знакомую "Пятерочку"). Поселился, принял душ. Посмотрел погоду и расписание. И нашел отличный поезд 03:42 в Москву из Белореченска (из Имеритиского) - быстрый и почти пустой, выбрал свободное купе в плацкарте.
    • Памятник в Апшеронске... Несколько удивило указание "павшим в начале XX века"

    06.08 (вторник) Белореченск - поезд

    07.08 (среда) Москва

    • 05:50 - Казанский вокзал. Кофе в Cofiх на площади. "Друзья встречаются вновь".
    • 07:30. Дома! Ура! Я это сделал! 377 км на велике и с великом от двери до двери.
    • "Спасибо вам, прощайте - Курил" (с)

    Дома:

  • © Andrey Kolesov, 2009