Быть, а не казаться!


Автор сайта предупреждает: Внимание!!! МЕХАНЕТИС опасен для вашего компьютерного здоровья!
"Вы не ошибетесь, если поступите правильно" (М.Твен)

Вопросы, замечания, предложения? Напишите мне по email / Посмотреть рисунок крупнее? Щелкни его!
Расходы (в одиночном варианте, 7 ночей, 6 дней катания, 3 трансфера):
  • = 42186 р (от Минвод до Минвод):
    • 21100 (проживание: Домбай 4 дня - 9600, Архыз 3 дня в поселке - 11500)
    • 8150 (скипассы, льготные 65+, 6 дней, из низ 3 - полдня )
    • 8236 (еда в кафе и продукты, напитки)
    • 4200 (3 трансфера: Минводы-Домбай-Архыз-Минводы)
    • 500 (Архыз до горы и обратно)
  • 7000 (авиа Москва-Минводы-Москва, Аэрофлот, субсидированный для пенсионеров, полный багаж)
  • 1518 (разное дополнительное)
    = 50704 р (от двери до двери дома в Москве)


  • Домбай:




    Архыз:
    Горные Лыжи: На лыжах - по жизни!

    11-18.02.2023. Одиночное горнолыжное путешествие
    Домбай - Архыз (впервые в эти места)

    В 1960-х в СССР появились два главных горнолыжных (и одновременно летних горнопоходных и альпинистских) центра страны - Терскол (Приэльбрусье) и Добмай. И так получилось, что впервые попав в 1976 году в Терскол, я прокатался там всю жизнь (кажется, более полусотни раз, в том числе 15 сезонов инструктором на ЦВТБ "Терскол"), побывал на всех основных г-л курортах Альп (более 30), дважды был в Скалистных горах на десятке лучших зон (Колорадо) и ни разу не был в Домбае. В общем - надо!

    Но поскольку время нужно тратить эффективно, а кататься по одним и тем же трассам уже как-то отвык, то решил совместить этот тут с посещением еще одного горонолыжного места, которые последние годы все больше на слуху - Архыз.

    Окончательное решение о поездке было принятно примерно за 2 недели до старта. Изучение вопросов проживания и трансфера не показало ничего хорошего (проживание дорого, а трансфер - только такси целиком, от 4500р). Поэтому я кроме билета Аэрофлота (субсидированный, для пенсионеров, но покупать нужно в кассе, сайт по факту не работает) забронировал только номер в пансионате (типовой совесткий проект конца 1960-х) на две ночи (потом не было) и поехал, ориентируясь на вариант решения проблем по мере их поступления. Взял с собой лыжи "Феклы", совсем не скоростные (170 см), но надежные (в том числе, на случай "мало снега").

    Кстати, от Терскола до Домбая по прямой - 75 км, а ехать - почти 400 км. Еще карачаецы (Домбай) и балкарцы (Терскол) - это по сути один народ (один язык, карачаево-балкарский, хотя и с разными диалектами), но при этом разделенные фактически непроходимыми горами.

  • Где я побывали и что видел + Публикации в ФБ по ходу дела
    (для доступа к ФБ-постам может потребоваться VPN!)> Большинство постов публиковались также в группе "Горный лыжи и сноуборд, горы и путешествия", там же шли основные обсуждения.

    11.02 (суббота). Москва - Домбай.

      Перелет по расписанию. 3.5 часа вместо 2, как ранее (с заходои на территорию Казахстана)
    • Опять в полет меня зовёт..." Как дежурный вариант трансфера, был какой-то автобус из Аэропорта в Домбай, но поздновато и долго (17:00 +4 часа). Потом мне сказали, что должен быть еще автобус в 15:15, но я такой инфо в Интернете не нашел.
      Я пытался пристроиться к какой-нибудь команде, но не получалось: большинство ехало в Терскол, а Домбай - "мест нет". Честно говоря, странно, рантше получалось. Такое впечатление, что народ стал более замкнут и с незнакомцами не хочет иметь место.
      Еще на выходе меня "подцепил" какой-то "жучок", которые именно собирал команды с условием 2000 р (отдельная машина - от 4000). Но он никак не мог найти еще попутчиков. Попутчица-досочница Аня из Питера образовалась только через час, вот с ней мы и поехали. Вез мужин из Теберды на минивене. Почему только двоих - понятно. У него был утром "автотур" - он возил из Домбая команду по разным местами, потом в аэропорт. На обратно у него заранее никого не было, он был доволен взять хоть кого-то, чтобы возвращаться домой.
      Отлично доехали, мило болтали, Аня вылезла в Теберде (у нее была тут 1 ночь, потом она перебиралась в Добмай), мы с ней обменялись телефонами, но она потом на связь-вотсап не выходила. Мы выехали из Аэропорта около 16:00, приехал к "Домбаю" в 18:45. Поселился, сходил на разведку по поселку, магазин-продукты, спать.
    • Прекрасно поселился. Не Зелёнка, конечно, но вполне!

    12.02 (воскресенье). Домбай, солнечно.

      Утром - прекрасная солнечная погода. По прогнозу обещали начала снегов, но затягивать облаками начало только к обеду.
      Вчера мне сказали, что в пансионате есть завтраки, пошел попробовать. 350 р. Решил, что проще и лучше завтракать у себя в номер.
      В 10:00 - у нижних Кабинок, наверх. Тут узнал, что 65+ полагается льготы (кажется, билет - 60-70% от полной стоимости, 1650 р на весь день), никаких удостоверяющих документов не потребовали, обидно :-) На отметке 2270 - узловая пересадка. Очередь минут на 10, быстрая 6-креселка. От 3000 до 3200 - вторая очередь, ужасно медленная четырехкреселка. На 3200 - отличные панорамные виды. Трасса отсюда идет не очень инетересная (синий, довольно узкий серпантин), но можно проехать напрямую по разбитым крутячкам. На второй спуск отсюда попробовал так, но понял, что нужно немного "вкататься".

      Длинные скоростные сине-красные трассы понравились, везде склон хорошо держит, нигде не обнаружил льда. Но, где-то в 13 решил, что пора домой, иначе можно в первый день забить ноги. Вниз от 2270 поехал по трассе Лесная до низу (1600). Про эту трассу я слышал еще лет 40 назад: что она чаще всего закрыта из-за отсутствия снега. Сейчас, она тоже была, как бы закрыта, соседи по подъемниках говорили разное: можно проехать и не стоит (камни). В общем, я поехал и нисколько не жадел: выходы камней вполне термимые и если ехать грамотно (не нужно тормозить и кантоваться на камнях), но можно пройти без проблем. Конечно, было бы хорошо, если бы они поставиили 3-4 снежные пушки, заготовили бы тут запас снег и использовали бы его по мере необходмоисти. Но в целом - очень симпатичная трасса.

      Внизу на Лесной, где она выходит именно на лесную дорогу (дорога идет от Домбая до Русской поляны), стоит дом: кордон заповедника и одновременно погранзоны, то есть на Русскую поляну не попадешь.
      Вернулся в номер, около 15 и решил, исподьзуя светлое время, сходить по дороге на Алибек до Кладбища Альпинисов. И сходил (пригодились лежоходы). Жаль, что никакой инфо тут нет, думаю, что большинство туристов вообще не знают об окрестностях. На пути сначала стоит кордон заповедника (меня как пенсионера пропустили бесплатно, а так - 200 р), а дальше там где-то стоят погранцы.
      На обратном пути прошелся по поселку, искал магазин, в котором знают, как ходит автобус из Домбая (дурдом, никакой инфо нет). Обедал и ужинал в двух столовках, которые находятс по разные стороны у пешеходного моста.

    • А поутру они проснулись... И вспомнили, что было вчера
    • Первый день (в жизни!) катания в Домбае
    • Вдоль речки Алибек до Кладбища Альпинистов
    • Риторический вопрос о визит-центре
    • Возвращаясь в отель после дневно-вечернего променада, уже у ворот вдруг услышал:
    • В нашей спортивно-оздоровительной базе горячая вода сегодня была с 6 до 8 вечера

    13.02 (понедельник). Домбай, Облачно и ветренно.

      Утром - низкая облачность и довольно сильный ветер даже внизу. Понятно, что верх, скорее всего не будет работать. Пришел к нижним кабинками в 10:00, взял скипасс до 13:00 (65+ - 1350р), так как было понятно, что долго кататься не получится. Хотя, если хотелось бы кататься, то нужно было действовать иначе. Дело в том, что в Домбае (как в этот день и узнал), есть две сети кататок и, соответственно, два разных скипасса.
      Первая сеть - это подъемники советской поры (маятниковый вагон, одно- и парно- креселки). Вторая новая: три последовательные очереди: кабинки - 6-креселка (быстраы) - 4-креселка (очень медленная). Так вот: в сложных метеоусловиях (ветер) лучше пользоваться старой, так как она более устойчива к ветру, и поднимает до 2500 (или даже до 3000), а у новой работают только кабинки до 2270. Более того, Даже, если кататься только по Лесной (от 2270), то удобнее подниматься обратно на парнокреселке. В общем, обычны для российских горнолыжек бардак с наличием разных сетей подъемников.

      В общем, сделал я 5 или 6 спусков по Лесной (первый - в компании с юной девушкой Ксенией, мы с ней и ее семейством поднимались в кабинке, родители на доске, я ей предложил "пройтись в хвосте за мной"), на последние подъем просколчил в 12:58, протолкавшись через толпу народа, ожидавшего 13:00 со скипассами второй половины дня.

      Потом - обед, отдых, разные дела в удаленном режиме.

    • А что - разве бывает плохая погода?

    14.02 (вторник). Домбай, переменная погода.

      Пришел на подъем в 06:45, пришлось минут 20 стоять в очереди за скипассом (полный день). Но - "времени не тратя даром похмеляйся Сонцедаром". В очереди познакомился с барышней Наташей. Выяснилось, что она с другом (который в этот момент еще спал) собираются завтра одни днем смотаться в Архыз и обратно. И мы с ней договорились "дружить", так как я завтра же собирался перемещаться в Архыз на оставшие три дня.

      Выяснение ситуации на месте позволили выстроить такой план. В 09:15 от Домбая идет автобус, но не в Архыз, а дальше на Север. Я доезжаю с ним до поворота на Зеленчукскую, оттуда в Архыз. Каким образом - решим на месте, в конце концов, есть такси. Но при таком раскладе получалось, что доберусь до Архыза уже часам к 14-15. И там же на месте искать жилье.

      В компании с ребятами все получалось иначе - можно было успеть и на гору. Но с горы в поселок вернемся уже не ранее 17 часов. Искать жилье ногами будет тяжело, нужно заказать все же что-то заранее. Договорились с Наташей все "замазать" вечером.

      Ну, а пока - наверх. Сделал несколько спусков 3000-2270, в том числе срезая через нераскатанные трассы. Потом прошел верхную часть зоны "фрирайд" (от 3000 - слева, если смотреть вниз), слабенько прошел (здоровье все же еще слабое), но все же. Сделал нонстоп от 3000 до 2270 по правой синей с камерой GoPro, а потом от 3200 до 1600 по левой красной и Лесной с камерой же. Прошел несильно, но все же. Видимость была плоховатая, рельеф был не виден,особенно наверху (сначала даже въехал в бортин трассы, не увидел его, потом неожижанно пришлось прыгать с бортика же (всего-то - 50 см, но когда неожиданно - чуть не, как был это сказать, упал...
      В общем, доехал и заснял. Из интересных событий дня - общение в очереди (минут 20) с двумя барышнями-горнолыжницами из Донецка.

      Да, кстати, в Домбае довольно много туристических группа "шапок"-пешеходов, которых возят по разным окретсным достопримечательностям. Кто хочет, можно и сам на гору. И вообще, тут очень распространен сервис "автоэкскурсий", предложения на каждом углу. В Терсколе такого нет.

      Обед, отдых, дела. Вчером вышла на связь Наташа: они нашли водилу за 7000 р туда-сюда (он там их ждет), выехать в 09:30, и кататься там полдня 12:30-16:30. С меня 2000р. Согласен!

      Очередной поиск в Интернете - предложений мало и дорого. Но нашел 11,5 т.р. за три ночи в удобном месте. ОК

    • Один курорт и две системы поьемников со своими скипассами ! Нигде в мире, только у нас.
    • Отличительная черта Домбая - больше пеших туристов, "шапок"
    • Сегодня - полный день катания, я - с 10 до 14
    • По поводу сегодняшнего фрирайда

    15.02 (среда). Переезд Домбай-Архыз.

      Утром в Домбае - пасмурно. У нас переезд - по плану. Ребята, Наташа и Миша, заехали за мной, стартовали от Домбая в 09:25. Водитель из Черкесска, машина -довольно вместительный "Лексус". С претензиями на роскошь (салон в белой коже), но при этом брызгалка на стекла не работает (время от времени водила поливает стекло из бутылки). Теберда, Карачаевск, поворот на Зеленчукскую, Зеленчукская, Радиотелескоп РАТАН-60 (крупнейший в мире радиотелеском такого типа), Нижный Архыз, Архыз, Романтик (горнолыжная деревня у горы).

      12:30 - начало скипассов второй половины дня. Мы начала с Южного склона. Впрочем, по другому и не получится: на Северной вообще нет касс, в любом случае нужно на Южный выходить. Выяснилось, что тут 40% стоимость для 65+, полдня - 1000 р. Но, если в Домбае у меня вообще никаких документов не требовали, то тут нужен паспорт, делают фото и выдают именно с фото пропуск. На следующий день паспорт уже не нужен, продлевается данный пропуск.

      Катался с ребятами. Поехали по синей, сверху смотреть - самая левая. Очень мило, но уже в начале стали встерчаться "скользские места". Причем довольно коварно: обычно жесткое место видно визуально заранее, а тут - вроде бы обычный снег, но - хоп, и лыжи поскальзывают. Потом я узнал, что так тут на всех трассах, в том числе и на Севере. Не очень понятно - тут и них так всегда, или только в этом году? (Мало снега, поэтому было искусственное снежение, у него другое качество снега).

      Перешли на Северный склон (очередни везде - минут на 20). Третья очередь, Самый верх, кресло "Аполлон" закрыто (то ли ветер, то ли что). Вторая - просто плоския спуск, только что палками не толкаться. Нижная очередь основная, несколько разветвлений - синяя, красная, черная. Сделали спуск, Наташа осталась внизу, мы с Мишей еще раз. Вот тут меня на Красной и срезала юная барышня на лыжах: пулей пролетела по моим задникам лыж, меня закрутило юлой. Ничем не ударился, но понятул всю мышцу левой ноги, в том числе у тазо-бедренного (где протез) и колено. В общем, плоховато.
      Доехал до низа, но чувствую - хреново (сегодня прошло уже две недели - еще чувствуется). Время 16:00, на этом решили завязать (кстати, подъемники тоже перестали работать на подъем, официально указано до 16:30, но это на спуск).

      Доехали на машине до поселка Архыз, нашли мою гостиницу (на карте ее еще нет), поселился (оплата налом на месте). Вечером прошел с трудом (нога!) по поселку, купил запасы еды... Отчеты в ФБ, разные дела. Отбой.

    • Есть два правильных варианта переноски лыж: на плече и в руке
    • Утро 4-го катательного дня
    • Переезд Домбай - Архыз
    • Первые впечатления от Архыза

    16.02 (четверг). Архыз, прогулка + катание.

    17.02 (пятница). Архыз.

      Решил пойти пораньше, в 9:00. В результате познакомился с местными пробками утром: ехали минут 45 (днем - 10 мин). Вчера вечером я взял сразу скипасс на сегодня, и сразу отправился на Северный склон. И там уже обнаружил, что попасть на Северный можно только через Южный (дорога есть на Север, но она перекрыта), а кассы - только на Юге. В чем заключается идея такой странной штуки - загадка.

      Нога была по-прежнему "не очень", основная цель у меня была подняться на до самой высокой точки Архыза (2840 м), на третьей очереди, "Аполлон", но она была опять (как и два дня назад) закрыта (вчера, говорили, работает). В общем, я скатился несильно раза три, потом решил, что толкаться в очереди 20 минут уже надоело. Перебрался на Юг, спустился там и решил, что пора домой (в Москву).

      Пообедал в "АйДаЕда!" - нормальная столовка, но только очень медленное обслуживание...

      Вечером еще немного прошелся по поселку, в том числе до пансионата "Энергетик" (кстати, милое местечко на берегу реки). Пытался что-то узнать по поводу завтрашнего трансфера, но ничего нового не узнал.

    • Логистика "поселок (Архыз) – гора (Романтик)"
    • Девушки в мехах
    • В столовке "Ай да еда!"

    18.02 (суббота). Архыз-Москва.

    Дополнительные посты дома:

  • © Andrey Kolesov, 2009