Быть, а не казаться!


Автор сайта предупреждает: Внимание!!! МЕХАНЕТИС опасен для вашего компьютерного здоровья!
"Вы не ошибетесь, если поступите правильно" (М.Твен)

Есть вопросы, замечания, предложения? Напишите мне по email / Посмотреть фото-рисунок крупнее? Щелкни его!

Хобби / Лыжи / Путешествия /

09-19.01.2016. Ski/авто заезд.
Турин - Серр-Шевалье - Монте-Роза

Точнее, это был сильно комплексный тур (как прошлогодний в Австрию-Германию, даже покруче).

  • Перелет Air Moldova Москва-Кишенев-Турин и обратно. Вполне нормально, очень удобное расписание (туда утром, оттуда вечером, успеваю на метро-Аэроэкспесс, еда скромная, но есть, вино наливают). Единственная мелкая проблема - только один багаж до 23 кг (но любого габарита) + 8 кг ручной клади. Все решилось нормально: в лыжный чехол шмотки (получило 15 кг), ботинки - в сумку (хозяйственную!) с собой + г-л рюкзачок).
  • Трансфер - аренда авто. 750 км. Без авто такого набора зон не получилось бы. Стоимость аредны - около 200 евро. Оказалось, что в Fiat Panda помещаются при желании 4 человека с багажом (но только две пары лыж). В сумме получилось 700 км, 75 евро - бензин (1.38-1.52 евро за л), 43.2 евро - оплата платных дорог в Италии.
    Были куплены цепи на колеса в Ашане, которые не пригодились и были там же сданы потом.
    Впервые у меня были заблокированы 1800 евро! Но я был готов - через кредитную карту.
  • Катание 9 дней: Серр-Шевалье (4 дня), Сен-Венсан, Монженевр, Сестриер - Монте-Роза (2 дня). В целом - отлично, но в Сестриере были минимум снега. Погода разная (в разные дни) - облачность, снег, солнце, ветер, внизу дождь, холодно. Много фрирайда и целены (в Серр-Шевалье). Не все удалось обкатать, поскольку некоторые подъемники (но их - 3-4 штуки из десятков, хотя - интересные) и трассы были закрыты. Что-то не успел. Но в целом - много разного катания!
  • Жилье - 10 ночей. 7 - Серр-Шевалье, 2 - Монте-Роза, 1 - Турин
  • Экскурсии: Бриансон+Крепость, городок+Крепость Бард, прогулка по деревне в Монте-Роза, авто-пеший тур по Турину. Все - очень интересно!

Смета расходов (из расчета на 1 человека):

  • 213 - авиа (Москва-Кишенев-Турин)
  • 213 - жилье (10 ночей)
  • 354 - скипассы (9 дней)
  • 15 - Интернет (7 дней)
  • 115 - еда (только магазины)
  • = 910 евро
  • Авто (общие, 750 км) - 200 (аренда) + 75 (бензин) + 43 (оплата дорог) = 318
    Итого на человека: 910+160=1070 евро (9 ночей, 9 дней катания, 6 зон катания, 750 км, Турин, Бриансон, Бард).

В этим местах я никогда раньше не был. Хотя "подбирался" близко. В частности, в 2012 был в Альп-д'Юзе, а через год - в Les2Alpes и даже La Grave. От последнего до Серр-Шевалье всего 30 км, правда через перевал (хотя не очень высокий).

Собственно, по-началу, я хотел поехать в Сестриер, про который слышал хорошие отзывы (и реклама - самый большой ски-курорт Италии, Олимпиада Турин-2006 и пр.). Потом изучая местность, обнаружил, что там рядом еще есть зона Монженевр+Clavier, которая находится прямо на перевале, на границе Франции и Италии (кстати, оказалось, что Монженевр считается одним из первых г-л курортов Франции, он начал работать в таком качестве в 1907 году).

В целом мне очень понравилось. Это была одна из самых лучших моих поездок на горных лыжах. Во многом так классно получилось, потому что мы были на авто, что позволило нам динамично перемещаться. В данном случае мы успешно применили модель, опробованную годом ранее в Германии-Австии, но только в данном случае авто сыграло еще более существенную роль.

Вопросы трансфера

Как оказалось, что в этом районе общественный транспорт развит не очень сильно, это касается и трансфера (от Турина), и перемещения между зонами. Вообще, оказалось, что Серр-Шевалье - это довольно труднодоступное место. И оказалось, что я выбрал самый лучший вариант трансфера.

Кстати, именно тут через Бриансон (входит в зону Серр-Шевалье) и перевал Монженевр шла главная дорога из Франции в Италию. Не случайно именно тут в Бриансоне построены мощная система крепостей (от подошвы год до вершин), созданная великим французским военным инженером (да и полководцем, маршалом, специалистом по взятию и обороне крепостей) Вобаном.

Хотя Серр-Шевалье находится во Франции, Но добраться из Франции очень сложно, лучший вариант - через Турин. Из Франции к нему ближе всего Гренобль (аэропорт и жд). Но дело в том, что прямая дорога там "не очень магистральная и идет через перевал Le Pied du Col.
А кроме того, проблема сейчас в том, что два года назад сразу между Les2Aples и La Grave "попозл" горный склон с туннелем, туннель закрыли. Осенью 2015 французы сделали временную дорогу по другой стороне ущелья, но движение там ограниченно, однопутка с разъездами, пускают только легковые, даже миниавтобусы не пускают. Они обещают сделать быстро, каково состояние на сейчас (осень 2016) - не знаю. Les2Aples входил в наш скипасс, была идея поехать туда (30-40 км), но мы не рискнули: можно было легко застрять на обратном пути (дорогу перекрываю в сложных условиях), и тогда нужно было бы выезжать в объед уже много больше 100 м.

Другой вариант дороги Шамбери-Oulx (Италия), туда можно доехать и на поезде. Но так нужно проезжать туннель между Modane-Oulx (платный). И главное оттуда все равно нужно будет ехать через достаточно сложный перевал Монженевр.

Кажется, более простой (но точно не знаю) вариант (хотя и длиннее) через Гренобль и Gap.

Но есть еще вариант ехать из Марселя (его советуют). Оттуда можно до Бриансона добраться на поезде.

До Oulx можно довольно просто доехать на поезде от Турина, но нужно иметь в виду, что рейсовые автобусы там после 17 часов (но это нужно проверять) уже не ходят. Даже до Сестриера придется добираться на такси (а там получается около 30 км). В Бриансон автобусы ходят, но редко.

Короче говоря, вариант Турин - Серр-Шевалье на авто - это самый оптимальный и дешевый. Но нужно иметь в виду, что перевал Монтженевр - не прост. У нас там регулярно шел снег, и я с беспокойством думал о том, что мы будем делать, если на выходные, когда нам нужно будет выбираться оттуда пойдет снег, и перевал закроют (про то, что придется "заниматься" с цепями - это само собой). В этом случае нам пришлось бы выбираться в объезд через Gap-Ница-Савона-Турин, это километров 400, не менее.

На авто есть одна проблема - зимних цепей. Я сейчас не буду вдавать в тонкости этого вопроса (когда они обязательны и пр.). Но проблема у нас была решена просто: мы купили комплект цепей (нужно знать точно параметры шины, не только диаметр, но и ширину, я просто сделал фото "лебла") в "Ашане" где-то за 40 евро. В поездке они не понадобились, поэтому через 10 дней я их просто сдал. ВНИМАНИЕ! Пободные покупки лучше делать НАЛИЧНЫМИ! Я платил карточкой, поэтому пришлось ехать в тот же Ашан, где покупал.

Где лучше жить

Это может показаться странным, но мы опять (!) жили в самом оптимальном месте. Почему у меня так получается, не знаю, наверное, мастерство все же трудно пропить :-).

Как я уже говорил, сначала я хотел ехать в Сестриер, собственно, о том, что рядом есть еще и Серр-Шевалье, я узнал, когда начал изучать местность. Но в Сестриере как-то не находилось подходящее жилье, а анализ показал, что нужно за базу использовать Серр-Шевалье. Один из очевидных методов - нужно ехать в самую дальнюю точку. Тем более на авто. В Сестриер можно и на поезде-автобусе добраться. К тому же из Серр-Шевалье сразу становились доступными еще несколько зон во Франции - S-Vinsent, La Grave, Les2Aples и даже Alpe d'Huez.

Кстати, в большой Ski-Pass Серр-Шевалье входят по 1 дню в S-Vinsent, Les2Aples, Montgenevre и Sestriere. У нас получилось так, что мы купили в комплексе с жильем скипасс на 6 дней (если бы покупали отдельно, то я бы взял на 7). По нему мы 4 дня катали в Серр-Шевалье, 1 - S-Vinsent, 1 - Sestriere, на 7-й (по дороге в Милан) мы взяли 1 день - Montgenevre, а потом 2 дня в Монте-Роза (почти в 150 км севернее)

Оказалось, что Серр-Шевалье - лучший вариант и по погодно-снежным условиям. Я опасался, что там не очень высоко (Монженевре и Сестиер выше). Но оказалось все лучше. Хотя, возможно, нам повезло, но, кажется, то так там постоянно. Хотя высоты не очень большие, но поскольку это в центре Альп, закрыто ото всюду, то там устойчивая погода. Был день, когда утром внизу шел дождь, но все равно кататься можно было до низа.

Монженевр - так кажется, холодновато и ветра (перевал). В Сестриете в этот раз вообще была беда - из 200 км трасс было открыто только 30 (называю примерно, но именно так)! Как я понял - там снег смыло и сдуло (близость к долине!).

Единственный недостаток Серр-Шевалье - отсутствие скоростных длинных трасс с большими перепадами. Трасс с перепадами 1 км, тут нет. Но, впрочем, и того, что есть - очень симпатично.

Такое впечатление, что это не "часниковое место", народ в основном - знакоки вопроса, причем, местные, французы. Это поняно - добираться туда непросто. Такое более "катательное место", не для тусовки под горой.

Теперь - где лучше жить в Серр-Шевалье. Серр-Шевалье - это название горного массива, а не селения. Зона состоит из четырех долин-деревень. Лучшие вариант - две средние деревни, там и спуски лучше и лучше покрытие зоны в целом. Мы жили в La Salle-les-Alpes, 300 м от побъемника.
Долины разделены хребтами и переходы между долинами могут закрывать по погоде. НО! Внизу по дороге по всей зоне ходят скибассы (кажется, 1 раз в полчаса), так что всегда можно добраться).

Все - теперь ключевые фото поездки!

Упрощенная схема зоны катания

К сожалению, на две самые высокие точки зоны подняться не удалось - они были все время закрыты

Тут на схеме изображены схемы "пересадок" между долинами на подъемнике (зеленые лампочки - открыто). Пересадка может работать в одну сторону, а в другую закрыта. Но внизу всегда есть скибасы между деревнями.

Зона Сент-ВИнсент, примерно в 20 км (половина - по горной дороге). Очень милая разноообразная зона. На один день - просто отлично. К сожалению, верхний подъемник не работал... Там много интересных пешеходных троп, на снегоступах.

Монженевр. По времени успел обкатать только французскую половину. Очень интересное место. Обалденные виды.

В сестриере была беда - не было снега. Кажется, его сдуло-смыло сверху. Была открыта только зона, отмеченная мной треугольником. Зона соединена подъемниками с Монженевр (там выделена зона, где удалось проехаться). Может быть, были открыты зона Sauze Doulx и SanSicario, но кажется, они тоже были закрыты (подъемник из Сестриер туда не ходил).

Монте-Роза! Сюда я давно хотел попасть! И попал! хотя получилось тоже не очень удачно, хотя для двухдневного визита - неплохо.

  • Зона распоположена на южном, итальянском склоне массива Монте-Роза, который считает самом высокогорной частью Альп (Монблан выше на 200 м, но средние высоты массива ниже).
  • Зона имеет три долина, разделенную хребтами. Левая (западная) соединяется с долиной Аоста. Из Милана проще добраться в среднюю или правую долину.
  • Рядом находится Червиния-Церматт. При некотором желании можно фрирайдом спуститься от Малого Маттерхорна в долину Champoluc, но обратно, в Червинию, - только по горным дорогам в объезд, около 80 км.
  • Утром 17 января мы приехали в Frachey, но выяснилось, что из-за ветра перевалы закрыты. Мы прокатились тут пару раз, а потом переехали в Antagnod (мы там ночевали), где отлично докатали день.
  • 18-го все было открыто, мы отлично погоняли. Но на 100% программу выполнить не удалось. Был закрыт подъемник на Indren (3275). И что еще печальнее - почему-то был закрыт спуск до конца правой долины. Если бы я знал, то построил бы план немного иначе, приехал в эту точку раньше и ломанулся бы... Но тут было уже время на исходе, нужно было возвращатся в свою долину... В общем, я хотел пройти "нон-стопом" с 2971 до 1212 (=1759), а получилось только до 2046. Жадь, придется в следующий раз.

    В целом зона мне понравилась, что она не "на неделю катания". Неделю там будет скучновато. Судя по всему, туда ездят в основном "местные" (Турин, Милан), именно на выходные.

    Теперь фото с места событий

    "Эйр Молдова" - очень милая авиакомпания. Небольшой, уютный аэропорт. Но там был один прикольный момент: почему-то указали "M" и "Ж" прикреплены не снаружи, а внури "компаты". Т.е. нужно сначала открыть дверь, чтобы понять, кому куда идти...

    Сестриер. Правая лыжница демонстрирует отличную технику, винтоугловое движение - грудь в долину!!!

    В первый день в Серр-Шевалье проходил традиционный зимний беговой марафон по окрестностям. Вот еще один финишер!

    Сент-Винсент. Офигеть можно!

    Монженевр

    Внутри города-крепости Бриансон, видна "Цитадель"

    Это вид на крепостные укрепления Бриансон. Внизу-слева - основая город-крепость, Справа - еще одна, огромная. Наверху - еще крепости! Черный прямоугольник слева - это самая высокая точка зоны катания Монженевр

    Сестриер

    Ночевка Барде. Там меня удивила эта печка-буржуйка. Топить опилками. Но самый прикол - управление полностью с помощью кнопок и ручек!

    А утром из окна - вот такой вид.

    Крепости тут стояли со времен римлян. Наполеон в мае 1800 года осадил крепость, которую защищало 400 австрияков. Фортификационные сооружения крепости были настолько эффективны, что наполеоновская армия потратила около двух недель на подавление обороны, и смогла взять ее только хитростью. Позже Наполеон решил срыть крепость, чтобы избежать возможных неприятностей в будущем.

    Эта крепость, в ее нынешнем виде, была построена в 1830-38 гг. Она полностью перекрывает вход в Италию со стороны долины Аоста (от перевала Сен-Бернар и от Монблана). Сейчас в ней находится огромный интерактивный музей Альп.

    Это - замок на повороте к Монте-Розу

    Снег падал там регулярно. Я откапываю авто, через 10 минут стартуем в сторону "дома", но через Монте-Розу.

    Цепи были в багажнике, но так и не понадобились (ура!). Это в местном магазине, тут я изучал, как нужно одевать...

    Погода была разной, но всегда - отличной!

    Гостиница в Турине

    Вид на Турин и на Альпы

    На втором фото - одно из самых сильный, самый тяжелый, приключений всего заезда.
    Последний вечер. Завтра в Москву. А купленные в Ашане штопор сломался!!! Почти 50 минут сражений с пробкой, увенчались, конечно же, победой (с помощью алюминивой вязальной спицы!)

    Все, этот горнолыжный заезд закончился! Спустились с Монте-Роза, ботинке - до марта (Терскол). Теперь в Турин, завтра в Москве. Сажусь в авто, на ветром стекле - рекламый проспект. Нас ждут здесь на велосипедах! Отлично, будем иметь в виду!

  • © Andrey Kolesov, 2009