Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

История с поездкой в Петрозаводск в январе 1996 года и проблемы еженедельника ComputerWeek-Moscow

Андрей Колесов, август 1999 года


История статьи о поездке в Петрозаводский университете довольно любопытна и символична. В середине января 1996 года меня вызвал к себе главный редактор ComputerWeek-Moscow Владимир Кузнецов и сказал, что учредитель газеты, Борис Антонюк, предлагает мне поехать с ним в Петрозаводск на один день, чтобы написать о компьютерных делах в местном университете. И дело это — очень нужное для газеты.

Я согласился, мы туда съездили (утром приехали, вечером отбыли обратно) в компании Антонюка, которого сопровождали еще два молодых парня, его помощника по телекоммуникационному бизнесу. Нас очень хорошо приняли в университете, показали свои достижения, рассказали о проблемах и пр. По дороге обратно, Антонюк уверил меня в необходимости публикации о поездке и сказал, что он лично обеспечит ее быстрое прохождение (к тому моменту у меня уже были пара случаев с трехмесячной задержкой и отказом от публикации давно готовых статей). По его просьбе я даже отложил на неделю свой отъезд в Терскол (сдал билеты и поехал один).

Возвращаюсь из Терскола и спрашиваю в редакции — как там моя статья? Мне говорят, что возникли какие-то проблемы и за разъяснениями нужно обращаться к главному редактору. Иду к нему и Владимир Кузнецов сообщает, что "редакционный совет" нашел, что данная тема не очень интересна газете. "А три недели она была интересна? — спрашиваю я. — Или я как-то неверно понял и реализовал замысел редакции?" "Да это вообще была не наша идея — обращайтесь с вопросами к Антонюку". В результате я отдал статью в "Компьютерру", с которой у меня уже были установлены контакты, где она и была напечатана (Жора Кузнецов! Спасибо!).

Эту историю я описал, чтобы подчеркнуть, что она на самом деле является весьма характерной для нравов в компьютерных СМИ (может быть и других, не знаю): совершенно одностороннего трактования прав и обязанностей двух сторон — журналистов и редакции. Ведь многие из журналистов (я в том числе) получают деньги по сдельной системы — только за опубликованные материалы. Но администрация изданий считает достаточным простое объяснение типа "бывают, мол, разные накладки", снимая с публикации (и не оплачивая работу), вроде бы принятые к работу статьи, в том числе и подготовленные по их прямому заданию.

В том случае с визитом в Карелию ситуация объяснялась примерно так. К концу 1995 года стало очевидно, что финансовое положение газеты ComputerWeek-Moscow стремительно ухудшается. Это привело к конфликту среди руководства газеты, которые закончился к фактическому разрыву редакции с ее учредителем (в тот момент) Антонюком. По-видимому, Антонюк и не очень пытался сохранить контроль над газетой, понимая трудности ее реанимации, тем более, что у него было достаточно много других направлений собственного бизнеса. Это произошло как раз после нашего визита в Карелию.

Во время моего пребывания в горах в редакции была произведена некоторая реорганизации управления прохождением статей. Возможно, "редакционная тройка" (Павел Иванов, Сергей Свинарев и Юлиана Петрова) действительно нашли данную тему не соответствующей генеральной линии, возможно, это была реакция на происки Антонюка. Но факт остается фактом — реакция без всякого объяснения "продинамила" меня после выполнения ее же задания.

Вероятно, и Антонюку статья была уже не нужна — визит к Петрозаводск с точки зрения его личного бизнеса, кажется, окончился без ожидаемых результатов. Сам же я узнал там довольно много интересного и считаю данную статью одной из этапных в своей работе журналиста.

Что же касается ComputerWeek, то проведенная реорганизация в начале 1996 года не привела к успеху. Возможно, финансовые проблемы были слишком велики и уже приняли необратимый характер. Но более вероятным представляется то, что редакция упорно пыталась найти причины ухудшения ситуации в газете в происках внешних врагов, а не в своей собственной деятельности. Выдвигая лозунг "Идем прежней дорогой" (не нужно метаться в поисках коррекции курса, содержание и стиль газеты должны оставаться прежним и пр.), редакция просто не хотела замечать происходящих на компьютерном рынке изменений. Вернее так — мы сами еще в конце 1995 года много писали о структурных изменениях на рынке, о необходимости внесения корректив в стратегию и тактику работы компьютерных компаний, но считали, что к самой газете это почему-то не относится...

В начало статьи