К главной странице · О себе · Хобби

Путешествия
Рассказ о городке Денвер

Он был написан первоначально в качестве комментария к перелету 26.02.2008. Денвер - Лос-Анжелес, но потом я его существенно расширил, в том числе новыми записами

Общие слова и немного истории

Денвер (Denver) - столица штата Колорадо (Colorado, исп. "красный). Вот расссказ про него с иллюстрациями в анлийской Википедии. Город находится на восточном крае Великих равнин, где они упираются в Скалистые горы. На довольно приличной высоте - примерно 1600 м (ровно 1 миля) над уровнем моря (The Mile High City). До Восточного побережья - 2700 км (Нью-Йорк), до Западного - 1500 км (Сан-Франциско). На Западе - Скалистные горы (восточное ответвление Северных Кольдильер), самый высокогорный район США. Многие американские горные боевики (типа "Скалолаз") - это как раз тут. Всего в 100 км от центра Денвера проходит Континентальный водораздельный хребет Северной Америки. Здесь этот район (пересечение Хребта и 70-й автодороги) называется Summit County (округ Вершин) с несколькими пиками высотой более 4000 м. (самый высокий — гора Элберт, 4399 м). Это - самый крупный и, наверное, лучший горнолыжный район (несколько зон катания в радиусе 20 км) США. Еще 70 км западнее находится второй знаменитый горнолыжный центр - Аспен.
На восток от Денвер почти на 1000 км протянулись степи Великих равнин.

Климат резкоконтинентальный, сухой (в Денвере находится известный центр по лечению астмы). Летом жарко. Зимой немного ниже нуля, хотя бывают морозы за 20. Выпадают мощные снегопады (порой откапываются по 2-3 дня), но снег очень быстро "на нет" тает на солнце.

Понятие "Дикий" или "Дальний Запад" (индейцы, бандиты, благородные ковбои, первые железные дороги) - это как раз тут или севернее на 200 км, в южном Вайоминге (Cheyenne, Rock Springs - именно тут прошла трансамериканская железная дорога, строительство которой завершилось в 1869 г. Кстати, я там тоже был :-)) Именно тут в Денвере (на склоне гор у городка Голден) находится могила знаменитого Буффало Билла, что само по себе хорошо иллюстритует историю этого края.

Парадоксально, но именно этот район был освоен белыми людьми практически последним на территории США. Фактически его освоение началось только в середине 19-го века, когда на Западном побережье (Лос-Анжелес, Сан-Франциско, Сиэтл) уже бурлила жизнь (побережье с конца 18-го века начали осваивать испанцы, которые двигались с юга, с Мексики. Потом всю эту территорию США отобрали в результате войны с Испанией в середине 19-го века, но при этом транспортная связь между Востоком и Западом осуществлялась через южный дороги, через Техас-Аризону.) Основная причина позднего освоения Колорадо - труднодоступность и суровость климата. До Западного побережья отсюда было ближе, но добраться туда было через Колорадо невозможно - сначала горы, потом пустыни, потом опять горы.

История Денвера интересна в плане расширения территории США на Запад. В начале XVI в. территорию будущего штата обследовали испанцы. С 1706 г. территория Колорадо была объявлена колонией Испании. Затем провинция перешла к Франции. США получили восточную часть Колорадо в результате Луизианской покупки Франции (1803). Центральная часть Колорадо перешла к США в 1845, а западная часть — в 1848 г., в результате войны с Мексикой. Однако новые территории не сразу становились штатами. Сначала на этой местности создавались Территории, которые имели статус колонии (т.е. они полностью управлялись федеральным центром, губернаторы назначались). А уже потом формировались штаты. (Штат - это не просто административная единица страны, а по сути в значительной мере самостоятельное государство. США - это именно "соединенные штаты", которые делегируют часть полномочий центру, а не наоборот).

В 1861 г. была образована Территория Колорадо за счет земель других четырех Территорий (Нью-Мехико, Юта, Канзас, Небраска). В 1875 году Территория получила статус Штата. Искусственность создания Колорадо видна на карте: он — один из трёх штатов (наряду с Вайомингом и Ютой), все границы которого представляют собой параллели и меридианы, и, как и Вайоминг, образует просто «прямоугольник» (точнее, сектор земной поверхности) между двумя парами широт и долгот.

Освоение района началось в 1850-х годы, когда в здешних горах нашли золото, а потом и другие ископаемые. Суда хлынули переселенцы. Первая "золотая лихорадка" США - это именно тогда и тут. Горная добыча тут уже давно не ведется, но все равно именно здесь находятся многие исследовательские геологические центры США. Именно здесь, в Колорадо, происходили последние "разборки" белых с индейцами. Если к югу и к северу от Колорадо индейцев вытеснили в закрепленные за ними резервации (только это не концлагеря, как это показывали в нашем кино, а именно районы, которыми полностью распоряжаются местное население), то в Колорадо дело в начале 1870-х закончились истреблением последних индейских племен. (Современное отношение к тому периоду истории примерно таково: индейцев безумно жаль, но бледнолицые и индейцы - это два разных мира, которые не могли ужиться вместе, либо те, либо те. В исторических музеях представлены обе стороны, причем индейцы даже сильнее).

Денвер был основан в 1858 г. на Территории Канзас как шахтерское поселение и получил свое название по имени тогдашнего губернатора Канзаса. В 1865 г. стал столицей Колорадо. В 1890 г в нем проживало уже более 100 тыс. человек (на фото 1898 г - центр города).

Тут нужно сказать еще про городок Golden, который лежит у самого подножья Скалистых гор в 20 км на запад от центра Денвера. В те времена он был конкурентом Денвера на право стать столицей Колорадо. "Обида" за проигрыш у этого небольшого городка, расположенного в удивительно красивом месте, жива до сих пор. Golden слывет задирой среди округов Большого Денвера, при удобном случае показывая свою независимость. (Например, они не разрешают строить через свою территорию дорогу, которая должна замкнуть большое кольцо вокруг Денвера, это видно на карте. И не разрешают строить новую телевышку для трансляции цифрового ТВ...) Но при этом Голден может считать своеобразной горно-геологической столицей США. Тут находится самый известный горный университет США, Colorado School of Mines. А также офис небольшой компании Golden Software, с программными продуктами которой я работал много лет, и даже поддерживал одно время дружески-деловые отношения.

В начало

Что такое Большой Денвер

Современный Денвер - не очень понятное (для меня), с территориально-административной точки зрения, образование. В моем представлении, "большой Денвер" - это территория в пределах денверской кольцевой автодороги (см. схему). По моим прикидкам, она примерно равна Москве в пределах МКАД (30-40 км в диаметре). Внешне - это огромный коттеджный поселок (два этажа, не более), внутри которого кроме дорог, офисных и производственных зданий, торговых зон, большие территории - это просто поля, где пасутся коровы, лошади, выращиваются зерновые (правда, эти территории сокращаются из-за жилищного строительства).

Формально Денвер, как административный округ, занимает только часть этой территории (условно говоря - в переделах Садового Кольца), причем высотный центр (downtown) по площади лишь раза в 2-3 больше московского Кремля (3-5 км в диаметре). Все остальное - самостоятельные города-округа. Кроме Голдена, нужно отдельно сказать о городе Boulder (в переводе - "валун", это название часто встречается в именах американских городов), очень красивый город также у подножья Скалистых Гор, в котором находится известный (и очень симпатичный) университет.

Короче говоря, Wiki говорит, что территория Денвера - около 400 кв.км (и живет тут почти 600 тыс. человек. А в "большом" Денвере (как я понимаю - это в пределах ДКАД) - почти 3 млн. человек (и никаких построек выше двух этажей). В Москве на такой же территории (МКАД) живет 10 млн. человек, но такое ощущение, что плотность населения в Москве раз в 100 выше. Автомобилей там и там, думаю, примерно одинаково, а вот плотного движения на дорогах не видел.

Пожалуй, на этом общего рассказа о Денвере достаточно.

В начало

Окрестности Денвера

Как уже было сказано, Денвер лежит на равнине (степь) на высоте около 1600 (ровно одна миля) и с Запада упирается в Скалистые горы, которые встают буквально стеной, в виде нескольких хребтов, идущих с севера на юг. Конечно, Денвер - это большой город, научный и промышленный центр. Но его уникальность - это природные условия, а именно - горы. В этом плане можно говорить, что Денвер - это столица Скалистых гор. Это очень важно. Американцы, как известно, очень мобильная нация, ее жители по своему менталитету изначально готовы к миграции, переездам. В отличие от нас, они дом ищут около работы, а не наоборот.

Так вот, жители Большого Денвера - это люди, которые тут обитают не случайно. Многие приезжают сюда жить именно потому, что им нравятся горы и сопутствующие занятия. Ну, а те, кто тут родились, становятся патриотами с рождения :-) Много ли людей у нас в Пятигорске или в Нальчике занимаются горными лыжами, скалолазанием или горными походами? В Денвере на лыжах катаются все (по крайней мере, имеют все нужное для этого и выбираются в горы хотя бы пару раз за сезон). Кто из жителей российских городов (про Москву я вообще не говорю), любителей горных лыж, готов переселиться поближе к горам? В США это довольно обычное явление.

Вот фото и рассказы (в комментариях к фото) о некоторых (!) ближних окрестностях Денверах и о том, как так живет народ:

В начало

Как устроены американские города

Кажется, сегодня уже все знают, что Америка - это страна одно-двухэтаэжная. В массе своей американцы живу в коттеджах, которые делаются на 99% из дерева. Даже там, где бывает очень холодно (в том же Колорадо). Многоэтажная жилая застройка - это чрезвычайно редкое для США явление. Я такую видел, но, в любом случае, высотных жилых домов (более 15 этажей) я там не встречал. Даже в Нью-Йорке (который, как известно, считается самым "неамерианским городом"). В любом случае жилых застроек в стиле Марьино или Жулебено в США (в том числе и в Нью-Йорке) просто невозможно себе представить.

Это, конечно, тема отдельного разговора, но после первых же поездок в США и Европу у меня возникло четкое представление, что у нас в стране реализуется какой-то странный уникальный архитектурно-градостроительный стиль. Простое объяснения, типа - его придумали и реализуют двоечники или враги народа, все же не очень годится. Потом я понял, что это тяжелая наследственная болезнь после 70 лет социализма.

Но в то же время Америка - страна небоскребная! Американцы, кажется, первыми научились делать высотные дома (но в них не живут! Это офисные здания), но, что любопытно, их возведением (в отличие от Азии, Южной Америки и Москвы) не увлекаются. У меня такое впечатление, что у них возведение многоэтажек и небоскребов просто запрещено градостроительными нормами (т.е. их можно строить только в строго отведенных местах, типа Даунтауна.

Отдельно нужно сказать об автотранспортной системе. Уклад жизни и вся инфраструктура страны ориентирована на использование автомобилей, особенно на местном уровне (на средних и дальних расстояниях - авиа). При том, что общественный транспорт тоже есть. Проблемы с загрузкой дорог в США есть, но они все же носят, на мой взгляд, локальный характер. В пределах городов одно из решений выглядит предельно просто: парковка у обочины или тротуара просто запрещена. Исключения, конечно, бывают, но это именно исключения. Если парковка разрешена, то она почти наверняка платная, при этом к автомату нужно подбегать каждые 15-20 минут и бросать в него монеты.

В каждом Downtown огромное число подземных и многоэтажных парковок (наземные стоятся так, что вписываются в общий архитектурный ландшафт). Когда я был в первый раз в США, то мог наблюдать из гостиницы, как в центр Индианаполиса утром стекались, а после рабочего дня из него растекались автомобили. При этом со стороны было совершенно непонятно - куда все они исчезают. В самом центре американского города движение очень не интенсивное или даже вообще практически отсутствует.

Схема застройки американских городов в целом очень простая и весьма однотипная. В середине находится деловой небоскребный центр - Downtown. Он обычно совпадает с историческим центром, поэтому внутри него довольно много исторических зданий (в том числе, например, какая-нибудь электростанция 19-го века). То, что я видел, даже в крупных городах, - это территория в диаметре 2-3 км, т.е. ее всю можно легко пройти пешком. А вокруг - одно-двух- этажная равнина. Города все имеют регулярную, в основном, прямоугольную систему улиц, очень часто с односторонним движением. Кроме того, через город (точнее, через городскую коттеджную агломерацию) проходят несколько автострад. В Downtown размещаются офисы, гостиницы, магазины, музеи. При этом предприятия и бизнес-центры разбросаны по всей гигансткой агломерации, в том числе вдали от центра.

Опять же, строительно-дорожно-ландшафтная архитектура Америки (а может не Америки, а просто всего мира?) - это отдельная тема. Собственно, как она устроена внутри, - это дело для специалистов. Но вот как это выглядит с точки зрения пользователя. Вы путешествуете по городу, ездите по дорогам вокруг него, гуляете в поселке, едите куда-то за город. И вдруг четко понимаете - что-то не так, не как у нас. Потом понимаешь: ты постоянно видишь огромные пространства: горы, поля, поселки. На расстоянии 10-30 км... Почему-то дома, заборы, торговые компексы не заслоняют всего этого.

В начало

Downtown, Civic Center и пр.

После такого вступления можно рассказать о Downtown Денвера. Я был в центре города только один раз, в конце июня 2001 года. Вот здесь фото той прогулки, дополненные в начале несколькими картами и картинками из Википедии.

  • Фотоальбом: Downtown Denver

    А дальше комментарии к этим фоткам:

    В начало


    Фу-у-у-у. Наконец-то, я закончил этот рассказ, который начал писать ровно год назад, в марте 2008 года....